Меню
16+

Газета «Первомайский вестник»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Предупреждён, значит, вооружён, или Как не попасть в сети мошенников

В последнее время не только в Алтайском крае, но и в России в целом широкое распространение получили так называемые дистанционные мошенничества, совершаемые с использованием мобильной связи и сети Интернет. О профилактике подобных преступлений в сфере IT-технологий, защите персональных данных и о том, что нужно знать гражданам, чтобы не стать жертвой злоумышленников, рассказывает Эдуард Сороколетов, начальник Управления уголовного розыска Главного управления МВД России по Алтайскому краю.

- Эдуард Олегович, какие виды дистанционного мошенничества в крае встречаются чаще всего?

- На сегодняшний день в крае распространены мошенничества, совершаемые с номеров 8800 и 495, которые граждане воспринимают как горячие линии банков. Злоумышленники сообщают, что являются сотрудниками службы безопасности банков и что со счёта произошло несанкционированное списание денежных средств, либо говорят, что карта заблокирована, просят назвать реквизиты карты, пароль CVC и коды доступа, пришедшие по СМС. Таким образом они получают полный доступ к счёту и похищают деньги. Сотрудники полиции совместно с экспертами Центробанка постоянно напоминают о том, что ни коем случае нельзя выполнять какие-либо манипуляции с использованием информации о своих картах и счетах под диктовку неизвестных лиц по телефону.

Кроме этого, потребителей обманывают при сделках купли-продажи, которые заключаются через Интернет. Злоумышленники выставляют объявления, потерпевшие перечисляют оплату или аванс за товар, объявления тут же исчезают, а телефоны липовых продавцов оказываются недоступны. Либо обратная история: потерпевшие размещают объявления, а им звонят мошенники якобы для того, чтобы перевести аванс. Люди сами сообщают коды и пароли доступа к счёту и в результате лишаются средств.

Имеют место взломы страниц в социальных сетях, когда приходят письма якобы от знакомых с просьбой занять деньги. Достоверность такого письма нужно обязательно проверить у человека, который входит в круг друзей вашего аккаунта и от имени которого пришло сообщение.

Популярен и такой вид мошенничества, как предложение помощи при оформлении кредита. Граждане сами передают данные своих документов, карт, счетов. Злоумышленники пользуются этими данными, чтобы похитить имеющиеся на счетах средства или оформить кредит на ничего не подозревающего гражданина, а полученные в кредит деньги опять же оказываются похищенными.

Пожилым людям часто предлагают купить медицинские приборы либо БАДы, после чего в базе остаются их персональные данные и номера телефонов. Через некоторое время потенциальным жертвам вновь звонят и говорят, что положена компенсация за приобретённый некачественный товар. Но чтобы получить компенсацию, якобы необходимо перечислить на чужие счета достаточно приличные суммы. В надежде получить больше пожилые люди лишаются своих сбережений.

- Насколько активизировались мошенники в последнее время? В чём сложность борьбы с дистанционными мошенничествами?

- Количество дистанционных мошенничеств неуклонно растёт. В крае за полгода количество подобных преступлений возросло на 46,7 % (с 560 до 1511 преступлений). Противоправные деяния совершаются с применением большого количества сим-карт и телефонов. При этом мошенниками используются различные платёжные системы. Они действуют с территории других регионов. Будучи хорошими психологами, преступники в телефонной беседе под различными предлогами уговаривают людей перевести деньги на счёт некоего абонентского номера через те или иные платёжные системы (экспресс-переводы, онлайн-сервисы) или же передать их лично в руки неустановленному лицу. К сожалению, основной причиной распространенности телефонного мошенничества по-прежнему остаётся доверчивость граждан. Чаще всего жертвами становятся женщины и люди пожилого возраста.

- Эдуард Олегович, что нужно знать гражданам, чтобы не стать жертвой мошенников?

- Нужно быть бдительными и обязательно проверять поступившую информацию. Прекратить разговор со звонившим и самим позвонить на горячую линию банка. Обращаю особое внимание – никогда сотрудники банков инициативно не звонят клиентам. Код с обратной стороны карты (CVC) нельзя никому сообщать ни при каких условиях! В социальных сетях использовать более сложные, многоступенчатые пароли, чтобы страницу не взломали. При покупке через Интернет нужно внимательно изучить страницу продавца. Ни при каких обстоятельствах нельзя передавать посторонним лицам сведения о своих счетах и банковских картах, а также не совершать никаких действий со своими картами и вкладами, о которых просят незнакомые лица по телефону. При возникновении любых вопросов либо сомнений необходимо проконсультироваться непосредственно в отделении банка, позвонить на горячую линию кредитной организации, уточнить сведения по телефону доверия полиции, обратиться в ближайшую дежурную часть или даже к сотруднику полиции, которого вы увидели на улице. Будьте бдительны. Не отдавайте свои деньги мошенникам.

Светлана ЛЯПУНОВА,

ГУ МВД России по Алтайскому краю.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

40