Меню
16+

Газета «Первомайский вестник»

20.05.2016 13:15 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 21.05.2016 г.

Что такое шахматы и как в них играть

Автор: Подготовил В. КОСМЫНИН.

«О пользе, которую приносит эта старинная игра – шахматы, написано немало. Она развивает смекалку и математические способности, воспитывает характер и волю. Но одна польза – немного скучновато, есть у шахмат и более веселые достоинства. Главное из них заключается в том, что это — один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством. Вот почему, когда я встречаю подростка, который не знает, как ходят шахматные фигуры, мне становится чуть-чуть жаль его. Иногда мне кажется, что это почти то же самое, что не владеть азбукой. Впрочем, людей, незнакомых с шахматами, сейчас всё меньше и меньше, и скоро вы их совсем не найдете. А спрос на шахматную литературу, в том числе среди школьников, растет не по дням, а по часам». (Чемпион мира по шахматам 1960 года Михаил Таль).
Территория шахматного королевства квадратная. Это шахматная доска. Она аккуратно расчерчена на равные квадратики – поля. Тридцать два черных и тридцать два белых.
Положите перед собой шахматную доску. Обратите внимание, какой квадрат у вас в левом ближнем углу. Белый? Тогда неправильно. Первый закон – доска должна лежать так, чтобы слева от играющего был черный квадратик. Положите доску правильно.
По всем шестидесяти четырем квадратам шахматной доски движутся фигуры – храбрые воины шахматного королевства. Они безотказно выполняют любой приказ полководца – ваш приказ. Однако приказ должен соответствовать закону. Бой должен быть честным, возможности полководцев перед сражением равны.
1-е. Шахматные армии всегда выстраиваются перед боем так : лицом друг к другу, белый король против черного, все воины – так же, как и их одинаково вооруженные противники другого цвета. Впереди армий в первой шеренге от края до края доски – пешки. По углам стоят ладьи. Именно это наименование носят фигуры, похожие на башенки. Коней узнать легко. Рядом с конями — слоны. В середине две самые высокие фигуры – король и ферзь. Белый ферзь должен стоять на белом поле, черный ферзь – на черном. Чтобы не путаться, запомните: ферзь любит свой цвет.
Игру всегда начинают белые. Они первыми делают ход. За один ход можно передвинуть только одну фигуру или пешку. Ходы делаются по очереди.
2-е. Король — самая важная фигура. Если король погиб, партия проиграна. Цель игры – поставить неприятельского короля в безвыходное положение, как говорят, объявить ему мат («мат» по-арабски – «умер»).
Король может пойти на любое соседнее поле. Подсчитайте – семь ходов.
3-е. Ферзь – второе лицо в шахматном государстве и самая сильная фигура. Ферзю открыты все пути: и вертикали, и горизонтали, и диагонали. За один ход ферзь переносится через всю доску – от края до края. Однако фигура не обязана мчаться на край доски, она может остановиться на любом попутном поле.
4-е. Ладья. Фигура мощная, по силе уступает только ферзю. Движется прямолинейно. Вперед или назад, налево или направо. Ферзя и ладью называют тяжелыми фигурами.
А теперь посмотрим, как движутся мелкие фигуры: слон и конь.
5-е. Слон ходит только по диагонали, вперед и назад. В каждой армии по два слона, один ходит только по белым диагоналям, другой – по черным. И они никогда не сталкиваются: каждому слону доступна половина доски.
6-е. Конь – фигура особенная. Король, ферзь, ладья и слон движутся только по прямым дорогам, а конь — два поля вперед, одно в бок или два поля вбок, одно вперед. И даже два поля назад, одно вбок – так он тоже умеет. Свой прыжок конь обязан выполнить до конца. Замысловато, не правда ли? Не ходит, а скорее, скачет. Недаром есть выражение «Ход конем». Конь с белого поля скачет на черное и, наоборот, с черного на белое.
7-е. Пешка. Самая слабая боевая единица шахматной армии. Назад пешке пути нет. Она ходит только вперед и только на один шаг. Правда, в начальном положении, когда пешка еще не двигалась, она имеет право на двойной ход. Заметим, что до последней горизонтали пешка может дойти за пять ходов.
Но путь пешки не усеян розами. Дорога ей преграждена пешкой противника, то и дело она попадает под бой неприятельских фигур. Высокая награда ожидает пешку, если ей удалось добежать до последней горизонтали. Немедленно, как только она ступит на последний ряд, скромная пешка превращается в фигуру. Она становится грозным ферзем либо иной фигурой по вашему выбору. Однако королем пешка стать не может. В шахматной партии участвуют лишь два короля: белый и черный, от начала сражения и до конца.
Теперь мы знаем, как движутся фигуры по свободным дорогам. А что будет, если путь прегражден?.. Если на пути стоит чужая фигура, ее можно взять (побить).
Взятие происходит так: неприятельскую фигуру снимают с доски, а бьющая фигура становится на ее место. Все это делается за одни ход. Однако брать не обязательно: шахматы – не шашки.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

256