Меню
16+

Газета «Первомайский вестник»

20.09.2019 09:33 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 за 21 сентября от 20.09.2019 г.

Цыгане – вечные скитальцы

Преследуя важную цель рассказывать со страниц газеты о жизни малых народностей на территории края и района, толерантно относиться к их обычаям и культуре, мы уже познакомили читателей «Первомайского вестника» с украинской, белорусской, казачьей, чувашской, татарской, башкирской, алтайской национальными культурами, а вот о цыганской не писали ни разу. Удобный момент возник случайно: от нашей подписчицы из села Первомайское я узнала о цыганской семье Колумнаровых и моей героине – молодой девушке Лолите Дмитриевне Колумнаровой.

Сначала окунемся в историю удивительной цыганской этнокультуры.

Цыгане – вечные скитальцы – народ без своего государства. Согласно переписи населения 2010 года, их насчитывается порядка 220 тысяч человек. Цыган нельзя назвать нацией – это разобщенный народ, имеет довольно много субэтносов, зачастую разительно отличающихся друг от друга.

- Насколько я знаю, — помогает разобраться Лолита, — есть русские цыгане (руска рома), молдавские и венгерские (мадьяры), среднеазиатские (мугаты или люли), котляры (кэлдэрары) и еще ряд других. Цыгане в Сибири и на Дальнем Востоке считаются потомками ссыльных (сибирска рома).

Цыгане в общем понимании воспринимаются нами, как мастера по работе с металлом, изготовители конской сбруи, шорники, гадатели, дрессировщики медведей. Самым, пожалуй, распространенным ремеслом были всё же артистическое и кузнечное.

Во второй половине 19 – начале 20 века во взаимоотношениях между государством и цыганскими общинами произошли позитивные изменения. В 1863 году цыгане были уравнены в правах с русскими и получили полную свободу в организации внутренней жизни, которая сохранялась до самой революции 1917 года. Тогда значительную роль в жизнеобеспечении цыганских семей играли разведение коней и торговля ремесленной продукцией, совершение магических обрядов.

Занимаясь ремеслом, пением и гаданием, цыгане объединялись в коллективы, каждый член которых получал денежный пай. Распределение доходов носило уравнительный характер, что препятствовало социальному расслоению цыганской общины.

- У цыган есть традиционная социальная организация, — рассказывает Лолита, — про это я знаю от бабушки. Низовая ступенька – семья, где главный старший мужчина. Вторая ступень – род во главе со старейшинами. Старейшины формировали цыганский суд (сэндо) и рассматривали споры семейно-родовых кланов. Роды объединялись в табор, которым руководил баро шэро (большая голова). Он защищал общины от разорения, принимал в табор новых людей, изгонял неугодных, устанавливал внешние связи.

Надо сказать, что у всех цыган – молодых, старых, женщин и мужчин, детей – имелись различные права и обязанности. Например, круг занятий женщин ограничивался воспитанием детей, ведением домашнего хозяйства и добычей денег на пропитание. Женщина находилась под опекой мужа, а после его смерти – под опекой старшего сына или брата.

Основной функцией цыганской общины была трансляция традиционного образа жизни от старших к младшим. К сожалению, постсоветские цыгане не получали систематического образования в учебных заведениях.

Несмотря на свою замкнутость, цыгане активно заимствовали духовные традиции других народов. Например, православные цыгане праздновали Рождество, Пасху, Троицу, а мусульмане – Йылбаши (Старый Новый год), Егоря (День Св. Георгия). Религиозные обряды значительно влияли на цыганские обычаи и нормы поведения.

Переход к оседлости и обязательное трудоустройство способствовали разложению традиционного уклада жизни цыган, на социальную организацию их сообщества. Ослаблялись межродовые связи, распадались таборные общины. Незначительная часть таборов превратилась в поселки и хутора.

В конце 80-х – начале 90-х годов государство отказалось от политики насаждения оседлости, нехарактерной для цыганской среды. Свобода экономической деятельности обуславливает возрождение цыганских трудовых коллективов. Среди цыганской интеллигенции развернулось движение за создание культурной национальной автономии. 25 ноября 1999 года по решению Правительства РФ была образована Цыганская культурная автономия России, целью которой является возрождение и сохранение этнической самобытности цыган.

- Лолита, скажи, а ты как думаешь, по-русски или по-цыгански?- спрашиваю. Она смеется.

- С русскими – по-русски, с цыганами – по-цыгански. Хотя… мы настолько долго живем на Алтае, среди русских, что и я давно обрусела, и мои родственники. Вообще, в нашей семье никогда не было разделения на чужих и своих. Моим друзьям двери были всегда открыты.

Лолита еще девочкой лишилась родителей. Но бездомной нищенкой она не стала. Это только в кино показывают несчастных чумазых сиротинушек, которые скитаются в поисках куска хлеба. Дело в том, что для истинных цыган большое значение имеет «культ детства», поэтому у них распространена практика усыновления осиротевших детей даже теми, у кого есть свои. Лолиту взяла в свою семью тетушка, воспитала и вырастила ее, как родную дочку.

- Меня никогда не ограничивали в свободе мыслей и желаний. Наоборот, настаивали на том, чтобы я получила образование, выучилась профессии, чтобы быть, когда стану взрослой, независимым человеком, — рассказывает девушка. – Я хорошо училась в школе. Никто меня не дразнил, не ущемлял мои права. Школьные годы вспоминаю с теплом. Нет, ну могли, конечно, что-то не поделить с подружками, поссориться. Но потом опять вместе.

После девятилетки Лолита поступила в Первомайский сельхозтехникум на отделение «Повар-кондитер». Вот это поворот судьбы! Цыганка – повариха?!

- Моя бИби (тетя) была счастлива, что я выбрала для себя эту профессию. Сидели с ней, пили чай, она внимательно посмотрела на меня, а потом сказала: «Лола чай (т.е. Лола, дочка), дАе и дАдо (мама и папа) могли бы гордиться тобой…»

Лолита старательно училась, «практиковалась» дома на кухне, удивляя своих родных разными блюдами. Когда Лолита Дмитриевна получила диплом повара-кондитера, не теряя времени даром, побежала устраиваться в местное кафе «Молодежное» при птицефабрике «Молодежная». Директор кафе Раиса Ивановна Почуева, увидев красавицу Лолиту Колумнарову, сначала удивилась – чего, мол, пришла? А когда девушка показала ей свой диплом, Раиса Ивановна удовлетворенно кивнула: «Такие люди нам нужны, завтра выходишь в смену».

- Я была рада, что меня взяли на работу. Мне нравится готовить, мне нравится быть официантом. Я теперь ничего не боюсь и всё могу! Тем более что коллектив в кафе дружный. Надо кого подменить – всегда пожалуйста.

- Лолита, ты еще совсем молодая, всё у тебя еще впереди. Но скажи, на сегодняшний момент твоя жизнь удалась? ни о чем не жалеешь? все мечты осуществились?

- О-ой, мечтать я люблю и уже столько себе загадала! – улыбается. – А пока меня всё устраивает. Мне хорошо на работе, меня всегда ждут дома, у меня есть друзья, любимое хобби. Вот, одного только я не учла: пора начинать составлять родовое древо, а то потом будет поздно.

Елена Макаренко.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

105