Меню
16+

Газета «Первомайский вестник»

05.05.2017 10:44 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 06.05.2017 г.

Память о них живет в наших сердцах!

Автор: Людмила Николаевна Князева.

Профатилов Николай Алексеевич.
Из архива дочери Л. Н. Князевой.

Каждый год перед Днем Победы по телевизору показывают фильмы о войне, в газетах печатают рассказы и очерки о простых советских людях, совершавших настоящие подвиги в борьбе с врагом.

Великая Отечественная война не обошла ни одну семью. Вот и семьи моих родителей не стали исключением. В семье отца, Николая Алексеевича Профатилова, воевали сразу четыре брата. Старшие – Павел и Василий – погибли, а Прокопий и Николай вернулись домой. В семье матери, Анны Николаевны, воевали ее отец, брат и сама Аня. Брат Виктор погиб под Смоленском. 
Сегодня свой небольшой рассказ я посвящаю моим родителям.
Отец родился в 1919 году. До войны семья проживала в Барнауле. Семья была многодетной (шестеро детей), жили крайне бедно. Отец работал на ВРЗ простым рабочим, а мать занималась детьми и домом.
Коля был младшим из братьев. После школы он поступил в Томское артиллерийское училище. После выпуска служил командиром взвода в артиллерийском полку в г. Ульяновске.
И вдруг, как гром среди ясного неба – война!
Утром на вокзале был общий сбор. Народу собралось – тьма тьмущая! Стоял жуткий гул от плача и криков. Матери, жены провожали своих сыновей, мужей, дочерей, понимая, что они уходят на страшную войну, и неизвестно, вернутся ли они домой.
Колю же никто не провожал. Он даже не успел съездить домой, чтобы попрощаться с родными. Что поделаешь – война…
Вскоре на станцию подошел состав. Солдат погрузили в вагоны, паровоз дал гудок и поезд тронулся. Эшелон шел к западным границам страны. Выгрузились на станции Конотоп УССР, и дальше полк направился пешим ходом навстречу противнику. В начале июля полк принял бой с немцами в г. Жлобин (Белоруссия). Фашисты наступали, наши войска несли огромные потери. В августе 1941-го полк попал в окружение. При прорыве из окружения Николай был контужен. Он упал, потеряв сознание. Очнулся от шума, лая собак и такой же «гавкающей» немецкой речи.
«Schteit auf! Russische schvein! Schnell! Schnell!» — «Встать, русская свинья, быстро, быстро!» Так Коля попал в плен в городе Белосток...
Прошел год. Стояло лето 1942-го. Пленных изнуряли непосильным трудом, били, издевались, кормили очистками от свеклы, давали немного воды. Пленные походили больше на тени, чем на людей. Тех, кто уже не мог работать, пристреливали на месте. Так погиб Колин друг: он не смог подняться утром и был расстрелян. Коля и еще три человека решили бежать. Они поняли, что долго так не протянут. Сделали подкоп. Рыли ночью по очереди, чтобы немцы ничего не заподозрили. Копали руками. Под покровом ночи, когда лагерь затих, они бежали. Шли ночами, днем отсиживались в стогах сена. Пленным посчастливилось уйти от погони.
На третью ночь они добрались до деревни, постучали в двери крайнего дома. Вышла хозяйка, выслушала их и сказала: «Спрячьтесь в бане, отдохнете, а потом пойдете дальше». Потом принесла немного хлеба и воды. На рассвете послышался лай собак — хозяйка сдала их немцам. Били очень жестоко. Колиного друга забили насмерть, а выживших пленных поместили в лагере в г. Кенигсберг.
Прошло два года. Осенью 1944 года Колю и его друга Василия стали водить на работу в поместье одного немецкого генерала — ухаживать за скотиной. Через два дня они решили бежать. В тот день они убирали в коровнике, который стоял за домом. С утра шел проливной дождь, смывая все следы. Полицай-охранник сидел в доме и «проморгал» пленных – они успели далеко уйти. На второй день они были пойманы…
Их избили и поместили в штрафлагерь. Через месяц Николай был отправлен с колонной военнопленных в лагерь, расположенный в г. Гамбурге.
Шел апрель 1945 года. При подходе войск союзников-англичан Коля с другом решили вновь бежать. И это им удалось. Немцы уже понимали, что проиграли войну, и поддерживали русских военнопленных, даже подкармливали их.
Наконец-то пришла победа! Сколько было радости! Николай прошел проверку, был восстановлен в звании и демобилизован.
Сыновнее сердце учащенно забилось, когда, подходя к родному дому, он увидел мать, склонившуюся над корытом с бельем. Мать всплеснула руками, запричитала: «Коленька! Нет у нас больше ни Павлика, ни Васеньки! Ты-то как? Думала, что тоже сгинул – ни писем от тебя, ни весточки…»
Коля обнял ее и сказал: «Что поделаешь, мама, война! Я был в плену, не мог сообщить. Чудом остался жив». Вечером пришел с работы отец, обнял сына, заплакал. Начиналась мирная жизнь…
Николай устроился на работу, поступил в Барнаульский пединститут. А вскоре произошла и судьбоносная встреча. Коля поранил на работе руку и пришел к хирургу. Медсестра, которая обрабатывала рану, сразу привлекла его внимание. Она была, как солнышко — от нее веяло теплом, и улыбалась она ему, как родному человеку. Когда они разговорились, он узнал, что Аня – подружка его младшей сестры, тоже прошла войну. Аня же узнала его сразу.
На другой день Коля пришел к ней с букетом цветов: «Анечка, это тебе за милую улыбку и золотые ручки!» Аня смутилась, но букет приняла. Вскоре они поженились. У них родилось трое детей, и прожили супруги жизнь в любви и согласии.
Мой отец не совершил подвига, он не был героем, но он прожил достойную жизнь, был очень хорошим, светлым человеком.
Несмотря на испытания, посланные судьбой моим родителям, они не сломались, остались людьми, сильными духом, добрыми, честными, отзывчивыми на чужую беду.
Жители нашего села с большим уважением относились к моим родителям. Их давно нет, но память о них живет в сердцах людей, которые их знали.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

80