Меню
16+

Газета «Первомайский вестник»

03.02.2017 12:46 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 04.02.2017 г.

Мы здесь, как в маленьком раю

Автор: Елена МАКАРЕНКО.

Уважаемые читатели! Сегодня мы открываем цикл статей о малых селах, расположенных на территории Первомайского района. Нам показалось, что истории из жизни отдаленных деревушек и поселков не будут скучными, а, главное, они не будут повторять друг друга. Чем дальше и глубже находится поселение, тем самобытнее его жизнь. Хотя… современная цивилизация постоянно вносит свои коррективы.

Кислуха – не потому что «кислая»
На этой неделе мы взяли курс на Кислуху. По статусу – это село, в котором постоянно проживают, ведут домашнее хозяйство, занимаются огородничеством без малого 200 человек. Прирастает Кислуха дачными коттеджами горожан из Новоалтайска и Барнаула. Они быстро «пронюхали», как здесь красиво, удобно и уютно проводить время, начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью. Без преувеличения Кислуху можно назвать маленьким раем. Ее окружает полоса ленточного бора, ее земли питают воды красивой, разлапистой реки Кислуха. Устье этой реки находится в 3379 километрах по правому берегу реки Обь, а длина составляет 10 километров. Леса богаты природными дарами: ягодой, грибами, лекарственными травами. Река «кишит» рыбой. Здесь прекрасно плодоносят фруктовые деревья. Что в такой благодати остается делать человеку? Чуть-чуть приложить собственные силы, чтобы воспользоваться всеми этими подарками по назначению.
Сегодняшняя Кислуха является административной единицей Повалихинского сельсовета (глава поселения – Николай Александрович Головченко). Сюда же, в сельсовет, входит и поселок Лесной (не путайте с Бобровским сельсоветом!). История основания Кислухи уходит в середину 18-го века, и тогда она считалась самостоятельным поселением. Переселенцы были разнородными – ссыльными и самоходцами. Все они по истечении года жизни на алтайских землях считали себя сибиряками, хотя старожилы дали им свои суровые названия: «россейские» — это для переселенцев из северных и среднерусских губерний, и «хохлы» — для переселенцев из южных губерний и с Украины.
Во вторую волну переселения прибыли ходоки – искатели лучшей жизни из Перми, Вятки, Воронежа, Тамбова, Симбирска, Саратова, Полтавы, Чернигова и т.д. Они либо строили новые сёла, либо с согласия сельской общины причислялись к старым селам. Всего по историческим данным наш край принял три волны переселенцев (последняя связана со Столыпинской реформой).
Расшифровка названия села привела нас к прочтению работы топонимика Алексея Малолетко, который как раз (правда, совсем немного) упоминал о появлении Кислухи. Но поначалу автор говорит еще об одной деревеньке – Усятской, которую основали в этих краях переселенцы из крестьян. Название произошло от слова «усялись». То есть шли-шли ходоки, устали и уселись оглядеться: место уж больно понравилось, тут и вбили первый колышек.
А название «Кислуха» произошло от сочетания «Хмельной напиток». Имелось в виду то, что жители перерабатывали излишки собранных ягод и фруктов в домашние вина, сидры и сладкие настойки. Так что было совсем не кисло!
Сегодня, к сожалению, уже нет тех старожилов, которые бы могли передать потомкам «истории в костюмах» или «истории в фотографиях», подтверждающие истинную историю рождения села. Никто не сообразил создать даже подобие архива о своем селе. Жаль, конечно. Но, как мы говорили выше, современная жизнь вносит свои коррективы, и сегодня многим не до «старины глубокой».
Некоторые жители нашли работу в городе, кто-то перебивается случайными заработками, а кто-то вообще не работает, довольствуясь тем, что возьмет с огорода и что заготовит на зиму.
В селе развиты только две сферы – торговля и пассажироперевозки. Необходимыми продуктами население обеспечивают в своих магазинах Юрий Александрович Тебеньков и Нина Александровна Осипова. 250-я «газель» доставляет кислухинцев домой и увозит на работу и по другим делам четыре раза в день. Можно воспользоваться и услугами такси. Подача питьевой воды производится из своей (местной) скважины. До природного газа очередь Кислухи еще не дошла, поэтому у всех жителей в домах печное отопление.
Как и у самого села, у каждой улочки и переулка название с собственным подтекстом. Вслушайтесь и сами всё поймете: Береговая, Заречная, Крайняя, Садовая. Переулки: Зеленый, Малиновый, Речной, Уютный…
Вот так мы брели, брели по ним, и вышли на улицу Верхнюю. Там, на небольшом взгорье расположилось епархиальное подворье Барнаульско-Алтайской епархии – Иоанно-Кронштадтский женский монастырь.
И ангел присядет
тебе на плечо
Зайдя на территорию монастыря, мы не встретили каких-либо преград или запретов. Спросили у охранника, как тут найти «главного» и прямиком пошли на встречу с игуменьей Феодосией (Феодорой). Пришлось немного потомиться в ожидании матушки, так как в это время в храме велась утренняя служба.
По ее окончанию из храма вышла миловидная, улыбчивая женщина в каком-то особенно красивом церковном уборе. Сразу подумалось – это и есть матушка – и мы двинулись к ней навстречу. У матушки пронзительно умные глаза. Казалось, она видит, изучает нас изнутри. Разговор с игуменьей заладился с первого слова.
Как оказалось, матушка Феодосия – прекрасный рассказчик. Ее память хранит сотни интереснейших историй и преданий о святых чудотворцах, об иконах и их предназначении. Да вообще, о церковной жизни она знает всё! Служению Богу и Церкви Феодосия отдала пятнадцать лет, если говорить языком официальным. А по жизни она с рождения призвана нести в умы и сердца людей добро, благочестие, терпимость. Что, собственно, и делает.
Конечно же, в первую очередь хотелось узнать, когда был сооружен здесь монастырь, кто в нем проживает, чем занимается?
Оказывается, на территории, где сейчас стоит монастырь и где еще продолжается строительство новых необходимых сооружений, когда-то находилась семейная база отдыха «Зеленый берег». Лучшего места для отдыха горожан в санаторной зоне да на живописном берегу реки было просто не найти. Но всевозможные перестройки и перезагрузки в стране во времена девяностых не пощадили маленькую, уютную базу отдыха. Одним словом, она приказала долго жить. На этом месте по ходатайству Преосвященнейшего Епископа Барнаульского и Алтайского Антония указом №4016 Священный Синод Московского Патриарха благословил в 1996 году открытие и размещение монастыря. Первой его настоятельницей была монахиня Евпраксия (Яковлева).
Иногда игуменья Феодосия называет монастырь «домом трудолюбия». Почему? Потому что при жизни пастырь Иоанн Кронштадский, под гербом которого и возведен женский монастырь, был милостивым благодетелем бездомных, бедных и больных. Он первым устроил Дом трудолюбия в дореволюционной России. С его праведного пути не сходят сегодняшние служители монастыря.

Комментарии (2)

  • Biktron, 23.06.2017 18:27 #

    Замечательная статья! Прекрасное место! Всё своё детство в Кислухе проводил у друзей!)))

    • ekshibarov, 03.09.2022 15:21 #

      Был с бабушкой в кислухе 60лет назад и всю свою жизнь тянет на ее родину глянуть взрослыми глазами а родни там было домов 10 так меня маленького пока всей родне не показали не успокоились хотя я многое и не помню  6лет было.Знаю были в родне  Пятковы.Екшибаровы.Щеглюки.Хлебниковы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

476