Меню
16+

Газета «Первомайский вестник»

27.01.2017 10:57 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 28.01.2017 г.

Важно помнить о своих народных истоках

Автор: Марина МАХНИНА.

Среди современной одинаковости и попсовой бессмысленности отрадно видеть на сценических площадках коллективы, представляющие свою национальную самобытную культуру. Являясь чаще всего представителями определенной народности, участники таких коллективов используют умения, знания, переданные членами их семей из поколения в поколение. В поселке Волга Первомайского сельсовета культурное наследие своих предков несет ансамбль чувашской песни «Канашенки», руководит которым Людмила Петровна Мизерная, заведующая Волжским сельским клубом.
В 2012 году волжане отмечали 90-летие образования своего поселка. И как подарок односельчанам — потомкам переселенцев из Чувашии — в программу празднования юбилея были включены национальные чувашские песни. Их исполнили Юлия Петровна Мизерная, Валентина Александровна Филиппова и Роза Тимофеевна Максимова, выступление которых назвали «нашим ответом «Бурановским бабушкам». А в зале клуба была создана экспозиция, представляющая быт основателей поселка Волга.

Чуваши ехали в Сибирь за свободной землей, за хорошей жизнью. На 20-е годы XX века пришлась самая мощная волна переселений чувашей из Европейской России в Сибирь. Селились возле речушек, рыли землянки, разбивали огороды, обзаводились скотиной, другой живностью. Ехали целыми деревнями, и часто их названия переносили на новое место жительства. Вот и появился на карте Советского Союза, на землях нынешнего Первомайского сельсовета Первомайского района колхоз «Канаш». Так называлась станция, откуда прибыли родители, дедушки и бабушки наших «Канашенок». Слово «канаш» — чувашское, означает «совет». А Волгой поселок стал называться с 50-х годов. И когда создавался ансамбль, его участницы сначала хотели назвать свой коллектив «Волжанки», но тут же передумали, вспомнив, как когда-то именовалось их поселение — чисто на чувашском языке.
Два года ансамбль чувашской песни состоял из трех уже названных участниц, потом к ним присоединились Людмила Петровна Мизерная, Наталья Васильевна Вельдяйкина и Любовь Николаевна Колотова. Между прочим, Роза Тимофеевна Максимова – мама Людмилы Петровны, а Юлия Петровна Мизерная – ее свекровь. Вот такая семейственность существует в ансамбле «Канашенки».
Первый фестиваль национальной культуры, в котором приняли участие «Канашенки», был районным и проходил в Санниково. Выступили в нем небезуспешно и – завертелось: районные, открытые городские, краевые фестивали народного творчества – дипломы, дипломы, дипломы. Три года подряд выступают на Всероссийском фестивале традиционной культуры «День России на Бирюзовой Катуни». Среди документов, подтверждающих достижения ансамбля, есть и Благодарственное письмо главы администрации Первомайского района А. В. Рубцова за «активную работу по развитию, сохранению чувашской национальной культуры и преданность искусству».
Поют «Канашенки» чувашские старинные песни на чувашском же языке. Старшие участницы помнят его в совершенстве, поддержит разговор на языке своей нации Наталья Вельдяйкина, понимает чувашский и Людмила Мизерная. «Если надо, и по-русски споем, — смеются женщины, — но пока нас просят только на чувашском».
Отдельно хочется сказать о костюмах. Они – не меньше – музейные экспонаты. Платьям по сто лет. Пошиты из материй, сотканных вручную на станках. Вот, например, платье Валентины Александровны Филипповой носила еще ее бабушка. Фартуки, платки и рушники тоже оригинальные, привезенные в начале двадцатого века из Чувашии. Лапти – настоящие, древние. «Другие чувашские коллективы, с которыми мы познакомились на этнофестивалях, выступают уже не в старинных костюмах, а в стилизованных», — говорит руководитель ансамбля Людмила Петровна. Первомайские чувашки беспокоятся о сохранности своих нарядов, особенно переживают о платках, на которых от ветхости появляются маленькие дырочки, и лаптях, ведь приходится иногда в них ходить и по улице.
«Канашенки» гордятся не только своими костюмами, но и каждым экспонатом музейной комнаты, названной «Народные истоки». Сначала предметы старины собирали сами, делая ревизию чердаков и кладовок. «Многие старые вещи за ненадобностью были выкинуты когда-то, — говорит Юлия Петровна Мизерная, — но что-то еще осталось, вот и несли всё это сюда». Отдельное место заняли пожелтевшие черно-белые фотографические снимки из старых семейных фотоальбомов. Односельчане, посещая музейную комнату, вспоминали о своих «допотопных» утюгах, сундуках, чугунках, кринках, приносили их в дар в национальный мини-музей. Его торжественное открытие состоялось в 2013 году с участием почетных гостей из районной администрации.
Справочно: «По данным переписи 2010 года, в Алтайском крае проживают 2322 чуваша. В 2002 году их численность составляла 3385 человек. Чуваши края расселены дисперсно, они проживают в Тальменском, Первомайском, Благовещенском, Залесовском районах и в деревнях под Барнаулом». В поселке Волга чувашей осталось немного. «Всего 20 человек нашего возраста», — уточняют «канашенки». Но так хочется, чтобы эта самобытная культура передавалась дальше по цепочке поколений, ведь так важно помнить о своих истоках.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

140