Меню
16+

Газета «Первомайский вестник»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 50 от 10.12.2016 г.

Такой большой малый бизнес

Автор: Елена МАКАРЕНКО.

Еще несколько лет назад многие сельские жители отказывались от ведения своего хозяйства (вроде как, всё можно купить в магазине). Тем не менее, остались люди, всей душой преданные родной земле, которые не представляют деревенскую жизнь без большого крепкого хозяйства. Зачастую личное подсобное хозяйство – единственный способ заработать на жизнь, прокормить, одеть и обуть семью. Поэтому они не ждут манны небесной, а полагаются на собственные руки и прозорливость. Только благодаря их самоотверженному труду еще дышит глубинка.

А знаешь, как всё начиналось
В стороне от больших дорог, словно специально защищенное от чужих глаз густой полосой леса, расположилось небольшое село, а точнее разъезд Лосиха – вторая административная единица Баюновоключевского сельсовета. На разъезде проживают около девяноста человек.
Держится разъезд Лосиха на трудолюбии своих жителей, их привычке работать. Конечно, не все живут только своим огородом: кто-то трудится в расположенных рядом детском оздоровительном лагере, санатории «Березовая роща», магазине, или уезжает на работу в город. А кто-то выбрал иную стезю – чисто деревенскую – ведет свое хозяйство и живет только им. Разве можно не воспользоваться неоспоримым преимуществом перед горожанами: наличием своего земельного участка, на котором можно не только выращивать овощи, но и содержать скотину, птицу, приносящие при реализации реальные доходы.
Собственно, так и рассуждает моя героиня – красивая, молодая, трудолюбивая и очень оптимистичная женщина – Людмила Васильевна Загребина. Хотя, если оглянуться назад, Людмила Васильевна-то девушка городская, барнаульская. Звезды даже не пытались пророчить ей сельскую жизнь. Росла она девчонкой активной, творческой, артистичной. Ее скорее ждали большая сцена, автографы, кругосветные путешествия… И она, как любая другая в ее возрасте, мечтала о славе, о признании. Но практическая черта характера прочно удерживала Людмилу на земле. Тут, как говорится, «мечтать не вредно». После школы Людмила окончила престижный по тем временам техникум советской торговли, отделение «Технология приготовления пищи» и несколько лет подряд работала в столовой, развивая и закрепляя свои теоретические знания на практике.
Когда родители Людмилы перебрались из душного города в деревню, она часто к ним приезжала. Нет, не отдыхать, а помогать по хозяйству. Родительское подворье мычало, блеяло, хрюкало и кукарекало. Постепенно Людмила научилась основным навыкам работы с животными, а потом и ее секретам.
В свои сорок лет Людмила Васильевна вслед за родителями тоже поменяла город на деревню с абсолютным осознанием того, что она будет заниматься сельским хозяйством, выбрав животноводство главным направлением.
Прежде чем обзаводиться живностью, Людмила Васильевна перечитала массу полезной литературы, изучила опыт других начинающих бизнесменов, в столбики сортировала все «плюсы» и «минусы». Мама даже удивилась растерянности дочери. «Глаза боятся, руки делают, — сказала мать.- Всё ты знаешь, всё умеешь. И настойчивости у тебя не отнять. Справишься! А если что, мы подмогнем».
Вот так, с благословения матери и началась сельская эпопея Людмилы Загребиной.

Оказывается, я – жаворонок
Через Центр занятости населения по программе организации самозанятости Людмила Васильевна открыла свое индивидуальное предприятие. Полученная государственная денежная поддержка ушла на его организацию, взносы, налоги и первые закупки. Свое дело Людмила Васильевна начала с разведения и откорма свиней. Буквально сразу же добавилось небольшое стадо крупнорогатых. Как любой воспитатель детского сада знает каждого воспитанника своей группы по имени, так и Людмила Васильевна всем животным дала клички и никогда их не путала. Как можно различить, казалось бы, одинаковых на вид свинушек или тех же бычков, одной хозяйке известно.
- Все они очень разные, — уверяет Людмила Васильевна. – И по характеру, и по манерам. Но абсолютно все любят ласку, да чтобы с ними поговорили подольше, чем с другими. И все ревнивые, но при этом остаются абсолютно ручными: не кусаются, не лягаются, не бодаются.
Со временем Людмила Васильевна поняла, что сосредотачиваться только на разведении свиней не рентабельно, так как затраты начинают окупаться лишь с момента закола свиней и после опороса свиноматок, когда можно продавать поросят. Корова – совсем другое дело. Уже после первого отела и раздоя корова приносит круглогодичную прибыль от сбыта молока и сопутствующих молочных продуктов, бычок после закола – от продажи высококачественной говядины, мясной продукции и шкуры.
Плюс ко всему Людмила Васильевна засаживает огород овощами «на любой случай».
- Иногда я сравниваю себя с солдатом-универсалом, — смеется Людмила. – Уже трудно придумать такую работу, с которой бы я не справилась. Посадить, прополоть, вскопать, напоить, накормить, подоить, накосить, общипать, растушевать, машину водить… Вот, одно не могу – колоть. Хотя умею!
Поднимаюсь около четырех часов утра, хотя и ночи бывают бессонные (например, когда корова телится или свинья опоросилась). Иногда позволяю себе расслабиться и встать в… пять (вновь смеется). Одним словом, я поняла, что я – жаворонок, и вся семья уже давно жаворонки. Животные только мой голос услышат, сразу начинается вселенский переполох: мычат, кто громче, хрюкают, кто звонче… А я шагаю по тропиночкам со своей записной книжкой, в которой все работы расписаны, как по нотам. Я ее называю своим личным секретарем. И что главное-то: кушать не просит и всегда рядом!
Кроме того, в теплой доильной комнате на стене висит доска с ежедневными записями по надою от каждой коровы, часов-минут сбора и обработки молока и прочими важными заметками.
- С дойкой помогают по моей просьбе местные жительницы, знающие толк в этом деле. С уборкой навоза и чисткой коровников справляются как члены семьи, так и приходящие работники.

Чтобы не остаться без дохода
После некоторых раздумий и подсчетов Людмила Васильевна решила уйти от ИП и открыть личное подсобное хозяйство. В этом случае менялся не только антураж, но и некоторые правовые аспекты и требования к ведению хозяйства. Хотя, по сути, основной смысл деятельности предприятия оставался прежним: поднимать сельское хозяйство на селе, кормить население свежей натуральной высококачественной овощной, молочной и мясной продукцией.
Чтобы не остаться без дохода, Людмила Васильевна несколько поменяла приоритеты. Она увеличила поголовье крупного рогатого скота, делая ставку на молочную группу, свиное стадо снизила до 35 свиноматок для получения поросят на продажу. И пополнила подворье птичьим стадом из индюков и индоуток. Мысль о разведении самой крупной домашней птицы Людмиле Васильевне понравилась. Во-первых, меньше хлопот по откорму (может самостоятельно пастись), во-вторых, очень быстро набирает вес, хорошо несет яйца, в-третьих, хорошо приспосабливается к климатическим условиям Сибири.
Кроме того, эти птицы красивы, неторопливы. У индоуток (их еще называют мускусными утками) сильно развит материнский инстинкт. Мать-утка высиживает даже чужие яйца, а потом ухаживает за птенцами, как за своими. У индюков и индоуток очень вкусное мясо, обогащенное белком и аминокислотами. Наверное, поэтому оно считается диетическим и полезно даже маленьким детям.
- Конечно, птицеводство в таких масштабах для меня пока — направление новое. Но я уверена, что справлюсь. Уже сейчас заказов на индюшачье мясо хоть отбавляй. Мне нравится еще и то, что птицы самостоятельно пасутся. Они вообще любят свободу, но все же далеко не уходят. Рядом с моим участком есть болотце. И когда индоутки принимают в нем ванны, просто не налюбуешься. Брызги летят высоко в небо, создавая радугу. Потом ровным строем они косолапят обратно к своим гнездам. Любят лакомиться дождевыми червями, хлебом, творогом. Только крикнешь «кутя-кутя» (в птичьем понимании это творог), эти медлительные гиганты набирают такую скорость! В борьбе за право съесть побольше вкусненького уже не до важности и внешней красоты.
Людмила Васильевна активно приобщает к семейному делу уже и внуков. Одним отдала на ухаживание и кормление утят, другим подарила бычка и т.д.
- Всё, что я имею, я заработала собственным трудом. Есть, за что себя уважать, и для детей – неплохой пример, — говорит собеседница. – Мои внуки в силах отличить теленка от ягненка, чего не скажешь о городских детях. Прекрасно знают, чем животные питаются. Ну и помогают мне по мере своих сил.
«Результат виден только тогда, когда много работаешь» — эту мысль я и своим внукам внушаю, прививаю любовь к земле.

Продолжаю жить
и развиваться
Выше мы говорили о том, что часть выращенной продукции Людмила Васильевна выставляет на продажу. Несмотря на то, что за годы своего хозяйствования давно налажены крепкие связи с покупателями (есть постоянные, есть только по заказу), все же сбыт – настоящая головная боль. Рыночная стоимость домашней продукции продолжает оставаться несопоставимо низкой с магазинной. При этом надо отметить, что качество и свежесть домашнего товара как раз выше. Вся продукция Загребиной проходит ветеринарную экспертизу.
- Зачем мне рисковать? – резонно удивляется Людмила Васильевна. — Ведь эту же продукцию я и моя семья едим, соседям даю и так далее. Мне позора не нужно!
Для «молочки» Людмила Васильевна закупает пластиковую тару, на прилавок выставляет в фасованном виде. И никогда не позволит себе делать розлив молока под открытым небом в тару покупателя.
- Иногда наблюдаю за своими коллегами по прилавку и душа болит, — говорит Людмила. — Привозят «молочку» в бэушных бутылях. Рубль-полтора скинут, и у них люди берут, не боятся отравиться.
Сметана, масло, молоко, творог у Загребиной знатные. В садоводческий период вся округа питается загребинской «молочкой». Правда, сетует хозяйка, творог больно дешевый выходит, примерно, 200 рублей за килограмм. В магазине на сотню дороже, а без слез на него не взглянешь…
Для разнообразия поля деятельности Людмила Васильевна возобновила сбор папоротника-орляка. У нее налажены партнерские связи с японскими закупщиками. Буквально на днях с инспекцией к ней приезжал господин Гото-сан, через которого заключен контракт на поставку засоленного орляка. Гото-сан высоко оценил качество предлагаемого сырья и глубокие познания Людмилы Васильевны в его приготовлении.
Тут господин Гото-сан увидел большое стадо коров в свободном загоне и белоснежных индюков, восседающих на тюках с сеном, очень удивился и спросил: «Люда-сан, эта калова и птиса вся васа?» «Все мои», — ответила Людмила. Гото-сан немного помолчал и в уважительном поклоне сказал: «Люда-сан, Вы осень богатая зэнсина». «Я очень горбатая женщина», — рассмеялась в ответ Людмила Васильевна. Японец вряд ли понял смысл шутки, но тоже засмеялся.
- Я не представляю свой двор пустым, — продолжает Людмила Васильевна. – Поэтому в будущем хочу завести козочек. Кстати, у нас в Лосихе многие держат коз и вполне довольны их отдачей. Я тоже хочу попробовать! Козы дружелюбные, коллективные, легко «сходятся» с крупнорогатыми. Так что проблем с выгулом не вижу. А еще я обязательно разведу вислобрюхих свиней. Они обладают целым набором положительных качеств как по содержанию и откорму, так и по получению «ресторанного» мраморного мяса. А еще (смеется) я увеличу количество цесарок — у меня несколько уже есть. Зачем? Да потому что красивые!
У меня ведь какая мысль зреет. Недалеко расположены детский оздоровительный лагерь, санаторий для отдыхающих; люди приезжают на свои дачи с детьми. А почему бы ни организовать для детей и школьников познавательные походы на мое подворье?! Что-то вроде сельского туризма. Я бы всё рассказала, показала, угостила готовой продукцией. Кстати, ко мне уже не раз в частном порядке приходили отдыха ющие, чтобы сфотографироваться на фоне моих коров или в обнимку с индюком…
Как-то в гости к Людмиле Васильевне в сопровождении воспитателя пожаловала группа ребят из детского оздоровительного лагеря. Дети получили столько эмоций от общения с животными и птицей! Они могли их погладить, сфотографироваться. Девочка лет 6, прижав к груди утиное яйцо, попросила разрешения взять его с собой. «Зачем оно тебе?» — удивилась воспитатель. «А мы всем отрядом будем его высиживать!»
Уже в недалеком будущем Людмила Васильевна серьезно настроена освоить технику сыроделия.
- Я говорила, что меня не устраивает рыночная цена на домашний творог. Поэтому и хочу научиться делать свой сыр. Кстати, белый сыр из парного молока (типа адыгейского) я уже давно делаю. Раскупают влет и заказы наперед делают. Значит, нравится. Учитывая, что скоро заведу коз, надо учиться делать и козий сыр.
Переживает Людмила Васильевна не зря: ведь коровье стадо пополняется телятами (20 голов – с прошлого года, нынешних — семь). А значит, сбор молока увеличится, и творога можно сварить в разы больше.
Увеличивая живое поголовье, естественно, хозяйка заботится о его содержании. Построены и официально сданы в эксплуатацию доильная комната, цех по переработке молока, новый коровник на 50 голов, загоны. Телята содержатся в отдельном помещении в собственных стойлах. Четко отработано их кормление в первые часы и недели рождения.
Сено для рогатых Людмила Васильевну закупает у проверенного поставщика – Владимира Ивановича Рубцова из с. Демино. За раз хозяйка закупает у него до 800 рулонов высококачественного сухого корма. По словам Л. В. Загребиной, Владимир Иванович ни разу не продал ей подгнившее сено или слабо скрученные рулоны.
Кроме того, пастьбой коров занимается Александр Гордеев, который уже не первый год помогает хозяйке в этом деле. Пастух живет в с. Гордеево и каждый сезон приезжает в Лосиху. Какой пастух без лошади? Людмила Васильевна выкроила возможность выкупить ее у местного жителя для этих целей.
В этом году Людмила Васильевна заключила договор аренды земельного участка на 49 лет.
- Теперь моя душенька немного успокоилась, — говорит она. – Ведь я еще не всё построила. А надо … (и перечисляет). А потом всё покрашу, чтобы красиво было.
После тяжелого трудового дня дома ее ждет мамочка, Екатерина Ивановна. Ей 94 года. Но та еще хлопотунья! Во-первых, она – мясная душа, во-вторых, «звезда пельменей». Так характеризует свою помощницу Людмила.
- Она у меня молодец. До сих пор сама заводит тесто на пироги, любительница лепить пельмешки. Так вот вечером сядем рядком за семейным столом, посредине посудина с горячими пельмешками под тающим маслом, хлеб, молочко… Наедимся, наговоримся и на боковую.
- Подъем в четыре, но если позволю себе расслабиться, то в пять. Я ведь жаворонок!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

109